Это важно

Мини группа "Кватро" (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и подготовка к школе).

В центре проводятся занятия в мини группах (не более 4 человек)

Занятия с логопедом в Краснодаре

Комплексные программы коррекции

Определение понятия «готовность к обучению в школе».

Л.С. Выготский считал, что для перехода к системе школьного обучения ребёнок должен: научиться различать разные стороны действительности как условия для предметного обучения; уметь видеть предметы, имеющие отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки; понять, что собственная точка зрения ребёнка на вещи не может быть абсолютной и единственной.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, которые являются результатом таких особенностей, как потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля: умение ребёнком сознательно подчинять свои действия правилу, определяющему способ действия; умение ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу.

Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет: произвольность, как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированности семиотической функции, характеризующей степень интеллектуального развития; личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективно школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Иными словами формируются психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные изменения психики не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Таким образом, психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников, в структуру которого входят мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и интеллектуальная сферы развития. Физиологическая готовность рассматривается как дополнительный компонент.

Физиологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребёнка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребёнка к обучению в школе, которая определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья, т.к. они составляют фундамент школьной деятельности. С начала школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребёнка. Нельзя забывать и о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребёнка не всегда соответствует биологическому. Ребёнок считается готовым к школьному образованию, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Критериями физиологической готовности являются: 1. Уровень физиологического развития (оценка длины тела, массы тела и окружности грудной клетки). 2. Уровень биологического развития (количество постоянных зубов, отношение окружности головы к длине тела). 3. Состояние здоровья. 1-я группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием и редко болеющие; 2-я группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, ещё не перешедшей в хронический процесс. 3-я группа – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья и дети с плохим физическим развитием. 4-я группа – с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. 5-я группа – дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья.

Мотивационная готовность к школьному обучению

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослым, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым», потребность в признании сверстников; активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый «опосредованный» тип мотивации – основа произвольного поведения. Ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо», т.е. выполнять посильные обязанности. На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремлении к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребёнок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и отношение к успеху и неудаче в деятельности. Однако, одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего убежать от неудач и неприятных переживаний. Мотив, по определению, – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотива выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. В том случае, когда деятельность побуждается внешними факторами, например, указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения и деятельности. В реальной жизни действуют одновременно не один, а целая система мотивов, которая образует сложные взаимосвязи. Мотивы могут подчиняться друг другу или взаимно дополняться, а также может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимно исключающих мотивов. В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость, а именно, потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования. К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей. Игровые мотивы все еще важны, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Установлено, что учебная деятельность дошкольника побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую силу, как, например: - социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»); - учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание учиться к чему-то новому; оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятёрки»); позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»); внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойлу в школу, потому что мама так сказала»); игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6-7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительную влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесённого на неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе, которая направлена на: 1) формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2) формирование положительного эмоционального отношения к школе; 3) формирование опыта учебной деятельности.

Используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним, рисование школы, игра в школу. Показываются детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучение; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Решающую роль играет семья, т.к. основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять своё «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – всё это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребёнка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: 1) мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»; 2) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с «потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».

Ребёнок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Чтобы ребёнок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребёнка занять новое социальное положение ведёт к образованию его внутренней позиции. Это психологическое новообразование появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новой отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате слияния познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребёнка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребёнка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознаётся ребёнком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б. Эльконин).

С того момента, как в сознании ребёнка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребёнок психологически перешёл в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно, к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребёнка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребёнка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и к самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребёнка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребёнка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Личностная готовность к школе включает также определённое отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребёнка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определённый уровень развития самосознания. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребёнка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребёнка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребёнка-дошкольника формируется обобщённое знание многих социальных норм, но оно ещё до конца неосознаваемо и непосредственно спаяно с детскими положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции – это относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в т.ч. и элементарные потребности: подчинение своих поступков и действий моральным и этическим правилам, адекватная реакция на одобрение и порицание, оценивание поступков других детей и их нравственные качества, возникают нравственные чувства стыда и гордости. А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведённых им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчинённых мотивов, создающих единство личности, «периодом первоначального фактического склада личности». Эта система начинает управлять поведением ребёнка и определять всё его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становится опосредованные по всей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых и взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребёнка относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребёнок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать результат (труд и учение). Если для маленького ребёнка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребёнок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения, знать «как это надо делать, каким способом». В дошкольном возрасте ребёнок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинение своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим познавательным процессом и поведением в целом. Это даёт основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребёнка с окружающим миром, при этом ведущую роль отводил речевому общению со взрослыми. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребёнка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать своё поведение, делая тем самым существенный шаг вперёд по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников не только средством общения, но и средством организации поведения. Поскольку мотивационная сфера развивается за счёт обогащения её новыми мотивами, изменяется их иерархия с доминирующими, значимыми мотивами, на которых строится поведение ребёнка и определяется направленность личности. Таким образом, волевое поведение – это произвольное поведение, определяемое устойчиво доминирующими наиболее личностно значимыми мотивами в мотивационной сфере, т.е. «личностный интерес» на выполнение малопривлекательного действия. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием волевого поведения дошкольника. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определённые моральные мотивы и качества личности, определяющие её поступки. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности, как возрастающее стремление к преодолению трудностей, сознательно добиваясь поставленных целей, не поддаваясь отвлекающему влиянию.

Коммуникативная готовность

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин пишет, что у детей дошкольного возраста в отличие от раннего детства складываются отношения нового типа, что и создаёт особую для данного периода социальную ситуацию развития. В раннем детстве деятельность ребёнка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми, в дошкольном возрасте ребёнок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существование с жизнью и деятельностью взрослых. Однако, взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребёнка. Это порождает у детей потребность участвовать в их жизни, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия, но и подражать всем сложным формам деятельности, поступкам, взаимоотношениям с другими людьми, т.е. всему образу жизни взрослых. В дошкольном возрасте ребёнок включён в две системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми (воспитателями в детском саду, с родителями и другими близкими людьми дома); 2) отношения с детьми. Благополучие определяется отношениями в семье. Его игровые отношения с детьми не влияют на его отношения с родителями. Ребёнок должен быть готов к тому, что в школе эти две системы существенно перестроятся. Прежде всего в системе отношений со взрослыми на первый план выходят отношения с учителем, что начинает определять отношения ребёнка и к родителям, и к детям. Отношения с учителем становятся центром и определяют степень благополучия его жизни. Это олицетворение его отношений с обществом: учитель является носителем требований общества к ребёнку и носителем того социального опыта, который ученик должен усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием. Между ними должно быть реальное сотрудничество, партнёрство, как необходимый этап для становления индивидуальной деятельности. Успешное учение потребует сотрудничества ребёнка и со сверстниками, что способствует повышению качества усвоения. Кооперация детей в работе необходима также для формирования контрольно-оценочной деятельности, способствует выработке критичности, самостоятельности суждений. Ребёнок должен будет воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость, доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребёнок должен воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Дело в том, что когда ребёнок приходит в школу и встречается с новыми требованиями, то он воспринимает их по аналогии с правилами игры, с правилами выполнения новой роли – роли ученика. Хорошее выполнение правил означает в глазах ребёнка, что он хороший ученик. Такую же оценку даёт его поведению и учитель.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является объем знаний, которым он владеет. Безусловно, определенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строится усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых способов познания. Показателями психологической готовности к обучению в области познавательной сферы являются: способность поддерживать внимание во время пояснений учителя, более или менее спокойное состояние при ответах на его вопросы, возможность элементарно обобщать, удерживать в памяти небольшое количество информации, иметь минимальный словарный запас и др. Итак, наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребёнка не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций.

Сенсорное развитие

При поступлении в школу ребёнок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идёт о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично – видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей ещё отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов. Для этого надо научить выделять предмет наблюдения, составлять план его проведения, отделять главное от второстепенного и т.д. Шестилетки способны адекватно воспринимать предметы на картине с точки зрения перспективы: они понимают, что с удалением размер предмета уменьшается. К этому же возрасту ребёнок должен овладеть понятиями «впереди», «сзади», «рядом», « в середине», «между», «справа», «слева». Большое значение для подготовки к школе ребёнка имеет его умение правильно ориентироваться на листе бумаги, знать, где верхний и нижний, правый и левый край. При подготовке к школе ребёнок может различать большое разнообразие звуков, сравнивая голоса людей, животных. Более сложным восприятием, которое переплетается с мышлением, воображением и чувствами является эстетическое восприятие: восприятие литературных, изобразительных, музыкальных произведений. Важно, чтобы ребёнок усвоил систему сенсорных эталонов путём перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у ребёнка обобщённых способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов: зрительного, тактильно-кинестетического, слухового.

Внимание

Известно, что внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Шестилетний ребёнок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но предстоящая учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, которое необходимо планомерно формировать, т.к. фактически ещё не сформировалось сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста и других приёмов привлекает внимание, увеличивая количество объектов, воспринимаемых одновременно, т.е. увеличивая объём внимания. Усложнение игровой деятельности, занятия учебного характера, выполнение простейших трудовых заданий, в которых ребёнок вынужден считаться с известными правилами и требованиями – всё это имеет решающее значение. На развитие произвольного внимания оказывает большое влияние речь взрослого.

Память

Характеристика памяти у детей 6 лет аналогична характеристике внимания. Ребёнок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно для него. Но при подготовке к школе необходимо пользоваться непроизвольной памятью. Учебная деятельность постепенно приведёт ребёнка к произвольному виду памяти, но этому необходимо этому научиться. Успешность обучения в школе во многом зависит от того, как развита у ребёнка память, умеет ли он сознательно поставить перед собой цель запомнить что-то, а спустя некоторое время припомнить то, что запомнил, умеет ли он для лучшего запоминания использовать правильные приёмы: повторения, смысловые группировки и т.д. Готовность к школе предполагает запоминание абстрактного материала, например, различных, несвязанных между собой слов, используя словесно-логическую память. Успешность запоминания зависит от степени осмысленности и понятности для ребёнка запоминаемого материала.

Воображение

Особенностью воображения ребёнка является то, что образы фантазии имеют внешнюю опору в деятельности: игре, рисовании, конструировании, слушании сказок. Необходимость придумывания сюжета, перевоплощения, действия в воображаемой ситуации, изображая что-либо в рисунке или в постройке, представление мечты заставляет воображение развиваться. Необходимо, чтобы воображение ребёнка, развиваясь, обогащалось знанием действительности, а не превращалось бы в бесплодное фантазирование, не было бы уходом ребёнка от действительности. Воображение детей 6-7 лет творческое. Своеобразной формой творческого воображения дошкольника является сочинение сказок, стихов, дразнилок, лжи-фантазии.

Мышление

Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития. В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы, формируется возможность соотнесения условий задачи с требованиями. Процесс мышления вплетён в практическую деятельность ребёнка. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма – наглядно-образное мышление. Развивается возможность выполнить умственные задания без непосредственных практических действий. Этот переход зависит от сформированности ориентировочно- исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи. Ведущее значение для развития этой формы мышления имеют конструирование, изобразительная деятельность, труд. В процессе развития образного мышления развивается возможность планирования своих действий. Важнейшей задачей умственного развития ребёнка является познание предметов и явлений окружающей действительности, отражение признаков, связей и взаимоотношений между ними. Развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения имеет важнейшую роль в подготовке ребёнка к обучению. Перед поступлением в школу ребёнок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве. Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребёнка.

В логическом мышлении выделяют две основные стадии: -конкретно-понятийную; -абстрактно-понятийную. На абстрактно-понятийной стадии ребёнок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщённые мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом. Ребёнок обучается выделению признаков на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определённым заданным признакам. Очень важно, чтобы ребёнок группировал предметы по одному главному признаку: по цвету, форме, величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям, признакам: например, по цвету и величине, по форме и цвету и т.п. Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки. Важное значение для подготовки мышления и речи к школьной деятельности имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счётным операциям. Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания ребёнку задают наводящие вопросы.

Речь

В 6 лет у ребёнка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике обучения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Ребёнок способен произвести звуковой анализ слова. Расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение. Запас слов составляет около 7 тысяч. Серьёзное внимание необходимо уделять совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучению рассказыванию, разучиванию стихотворений, работе с загадками. Будущий школьник должен знать имена своих друзей, имена и отчества знакомых, названия некоторых профессий, название родного города, улицы, свой адрес, названия бытовых окружающих его вещей, одежды и её частей, названия некоторых явлений природы, названия животных, растений.

Подготовка к обучению математике

При подготовке ребёнка к обучению математике важное значение имеет развитие у него количественных, пространственных и временных представлений, а также навыков сравнения предметов по форме, величине, протяжённости. Необходимо научить ребёнка наблюдать и сравнивать предметы по ведущему признаку. Важно научитъ ребёнка находить предметы нужной величины, формы, протяжённости. Следует также обращать внимание детей на то, что предметы одинаковой формы могут отличаться по величине. Затем ребёнка учат подбирать предметы по какому-либо одному признаку: величины, формы, протяжённости. На основе практических действий с предметами у ребёнка формируют и уточняют понятия о величине, количестве, пространственных и временных представлениях. Ребёнка обучают операциям с группами предметов, что является основой для усвоения приёмов математических действий. Детей учат объединять предметы по разным признакам. На основе этих представлений у ребёнка формируют понятия один – много. Ребёнка одновременно знакомят с числом и цифрой, его обозначающей. При этом важно, чтобы ребёнок понял, что число обозначает количество предметов, независимо от их качественных признаков. На основе практических действий с предметами ребёнка учат отсчитыванию и присчитыванию по одному. Одновременно проводится работа по развитию у ребёнка представлений о величине предметов. Ребёнка учат определять относительные размеры предметов и их параметры, овладевать терминами: выше – ниже, больше – меньше, шире – уже и т.п., а также понятиями длина, ширина, высота. Особое внимание следует обратить на обучение ребёнка измерению с помощью условной мерки. Необходимо также научить ребёнка свободно ориентироваться в направлениях движений и пространственных отношениях между собой и предметами. Ребёнок выполняет инструкции типа: Сядь на стул. Положи мяч под стол. Поставь машину между стульями и т.п. Важно также уточнить и временные понятия, такие как сначала, потом, вчера, сегодня, завтра, время суток. Все упражнения по развитию математических представлений проводят на разнообразном счётном материале. Важно, чтобы ребёнок понимал такие выражения как: одинаковые – разные, в процессе практической деятельности составлял множества, одинаковые по какому-либо одному признаку, но различные по другим: например, одинаковые по форме, но разные по цвету и величине, выделял из множества его части по заданному признаку. Ребёнок должен овладеть такими понятиями как много – мало – один на основе сравнения двух множеств. Он должен выполнять задания типа: Найди, где много предметов. Найди, где один предмет. Ребёнка обучают также таким понятиям, как столько же, поровну, больше, меньше. Ребёнок также должен усвоить названия и последовательность первых десяти чисел натурального ряда и их обозначения цифрами. Он должен научиться счёту предметов и пониманию вопроса: «Сколько?» Важно, чтобы ребёнок научился соотносить числа с количеством предметов, сравнивать два множества по числу предметов, понимать словесные определения отношений между числами – больше – меньше; больше на – меньше на. Проводят специальные занятия по обучению ребёнка отсчитыванию и присчитыванию по одному, определение места числа в натуральном ряду, образованию чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых с помощью практических действий с предметами. Проводятся также специальные занятия по развитию представлений о величине. Ребёнок должен усвоить следующие понятия: большой – маленький; длинный – короткий; больше – меньше; выше – ниже; шире – уже; длиннее – короче. Ребёнка специально обучают способам сравнения (путём наложения, а затем зрительного соотнесения), учат пониманию сходства и различия между предметами по признаку величины, а также умению измерять и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте с помощью условной мерки, учат пользоваться линейкой, сантиметровой лентой, делить предметы на две – три равные части. Формируют понимание отношений целое – часть. Одной из важных предпосылок обучения счёту является сформированность пространственных и временных отношений и понимание их словесных обозначений типа далёкий – близкий, верхний – нижний, выше – ниже, дальше – ближе, правый – левый, справа – слева; около – рядом, посередине, между, за, перед, здесь, там, вверху – внизу, впереди – сзади, вперёд – назад, вправо – влево, внутри, снаружи, один за другим. Проводят специальные пропедевтические упражнения по обучению ребёнка умению ориентироваться в тетради, альбоме.

Формирование предпосылок к обучению письму

Ребёнка учат свободно класть карандаш на стол, расслабляя правую руку. Затем его учат расставлять точки на различном расстоянии, проводить вертикальные, горизонтальные и косые линии, рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги различных размеров, рисовать «улитку», начиная с объёмного витка максимального размера, не отрывая карандаша, чертить всё меньше витков и закончить точкой. Полезны также штриховка и другие виды упражнений. Проводится работа по различению на слух звуков речи и обозначению их буквами, разделению слов на слоги. Ребёнка учат безошибочно списывать буквы и слова. При подготовке к обучению письму важно, чтобы ребёнок научился различать звуки речи на слух, правильно их произносить и соотносить их с буквами, с учётом особенностей нашей графики. При обучении ребёнка письму важное значение имеет развитие зрительно-моторной координации, т.е. умения прослеживать глазами за движением пишущей руки. Ребёнка также учат пониманию соотношений: предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Формируют запас слов-существительных, отвечающих на вопрос Кто?, что? И обозначающих предметы, а также слов, отвечающих на вопросы что сделать?, что сделал? Прежде всего ребёнка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетради, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева направо. Затем ребёнка учат правильному письму букв и дифференциации сходных по написанию: л-м, т-п, и-ш, ц-щ, г-к, г-п, г-р, л-м, н-к. Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев при помощи следующих упражнений: ребёнок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем левой руки; соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук; учится противопоставлению большого пальца остальным; свободно сгибает и разгибает пальцы рук без движений кисти; сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочерёдно; поочерёдно противопоставляет первому пальцу все остальные. Проводится также ряд подготовительных упражнений с карандашом. Ребёнка обучают правильному удержанию карандаша как при письме, тремя пальцами. Важно научить ребёнка слежению глазами за движением пишущей руки. Вначале ребёнка учат ставить несколько точек на листе бумаги при правильном удержании карандаша, следят, чтобы рука не сдвигалась и не напрягалась. Затем его учат проводить черту сверху вниз при правильном удержании карандаша – к себе, на то расстояние, на которое можно это сделать без движения кисти.

Подготовка к обучению чтению

При подготовке ребёнка к обучению чтению полезно использовать различные пособия: «Азбуку для дошкольников», «Магнитную азбуку», детские книжки с крупнопечатным шрифтом. Ребёнка учат усвоению отдельных букв, умению их писать, слышать в слове отдельные звуки, умению выделять звуки из слова, соотносить понятия звук и буква, слово и предложение. Ребёнок должен научиться выделять звуки в односложных словах с закрытым слогом, без стечения согласных (типа дом, кот и т.п.). Затем его учат анализу двусловных слов без стечения согласных (типа мама, река, лиса и т.п.), анализу односложных слов со стечением согласных в слоге (типа волк). Ребёнок должен научиться делению слов на слоги, дифференцировать термины слово и слог. Ребёнка знакомят с предложениями, учат понимать смысл предложений и отвечать на вопросы о ком и о чём говорится в предложении, выделять предложения из рассказа, состоящего из 2-4 предложений, членить предложения на слова, дифференцировать термины слово и предложение. Важно, чтобы ребёнок правильно и отчётливо произносил изучаемые звуки, различал их на слух и в произношении, определял их место в слове, а также последовательность звуков и слогов в словах. Затем ребёнка учат анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать по слогам: Слова, включающие открытые и закрытые слоги; Слова, включающие твёрдые и мягкие согласные; Слова со стечением согласных. Ребёнка учат чтению по слогам слов и коротких предложений, написанных печатным шрифтом. Кроме того, его обучают составлению предложений и короткого рассказа по картинке и серии картинок. Развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихотворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку. Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке.

Литература 1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М., 2000. 2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.А, Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993. 4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М., 1981. 5. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации/под ред. Мастюковой Е.М.- М., 2003 6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей и их родителей. – М., 1998. 7. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ.ред. М.М. Семаго – М., 2001. 8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой – М., 2007. 9. Психологическая диагностика/Под ред. К.М. Гуревич - Бийск, 1993

У4ЕНИК 2016-2017 КРАСНОДАР (Любое использование материалов сайта допускается не иначе как с письменного разрешения — У4ЕНИК.РУ)