Это важно

Мини группа "Кватро" (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и подготовка к школе).

В центре проводятся занятия в мини группах (не более 4 человек)

Занятия с логопедом в Краснодаре

Комплексные программы коррекции

Что делать если у ребенка аутизм. Воспитание.

Не секрет, что вопрос воспитания занимает главенствующую роль в коррекционной работе с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Особенности воспитательной работы могут ускорить положительную динамику в развитии ребенка или, наоборот, ухудшить ее. Дорогие мамы и папы, в данной статье я приведу конкретные примеры различных воспитательных моделей, а именно семей, с которыми мне посчастливилось работать. Данные семьи имели ребенка с тяжелым нарушением поведения и речи.

Итак, модель первая. Ребенку 6 лет: поведение - хаос (убегает, стучит по стенам и мебели), постоянные вокализации, масса стереотипий, зрительный контакт иногда устанавливает, речь - шепотная, по требованию. Мама с папой всячески жалели, потакали любой прихоти, слово "нет" не существовало, боялись идти на открытый конфликт, что будет хуже, ведь ребенок болен, нервный. Мальчик проходил: бак-терапию, Томатис, микрополяризацию и, конечно, назначенные неврологом нейролептики. Родители думали - поможет, но увы, чудес не бывает, волшебной таблетки как и волшебного прибора не существует. После интенсивного курса холдинг и телесно-ориентированной терапии, наряду с которыми было запрещено пользоваться аутостимуляциями, все развлекательные, ублажающие и отвлекающие моменты были удалены из обыденной жизни ребенка. То есть, его любимые вкусняшки, мультики и телефон, любимые вещи были исключены и выдавались малыми дозами в качестве поощрения за хорошее поведение (послушание, отсутствие крика и др.) За плохое поведение и крик ребенок был наказан холдинг терапией, в определенном «наказательном» месте. Первые два дня ребенок выражал полный протест и истерил еще сильнее, чем обычно (падал на пол, бился головой, руками и ногами), конечно, ведь привычный уклад изменился, он привык, что ему потакают и после истерики он добивается желаемого (телефона, печенек, не заставляют заниматься скучным заданием). В течении последующих 6-ти дней ребенок стал спокойнее, но периодически пытался продавить родителей, а после двух недель подобных изменений ребенок успокоился, перестал кричать и убегать, сидел спокойно на занятии и выполнял задание. Через три месяца ребенок научился читать слоги и слова из 3 букв, считать от 1 до 10 и занимался на групповых занятиях по формированию коммуникации. Таким образом, на помощь пришла поведенческая психология и родители поняли насколько важно воспитание, насколько их вседозволенность расстраивала поведение ребенка.

Следующая модель воспитания. Мальчику 5,5 лет: стереотипии есть, вокализации есть, речь есть, но только по требованию или по острой необходимости, но не убегает, инструкции выполняет по желанию, зрительный контакт устанавливает. В целом, неплохо развиты высшие психические функции, основная проблема — это поведение, ребенок делает, только то, что хочет и всяческое несовпадение с желаемым влечет за собой острое истеричное проявление. Модель воспитания дома «смешанная», то есть ребенка холят и лелеют, всячески потакают и жалеют, но когда маму доведет и терпение у нее заканчивается, ребенка наказывают, и заставляют заниматься. Такая модель воспитания не может увенчаться успехом, т. к. ребенку не понятно как же все-таки себя вести, ведь реакция у мамы разная на одно и тоже проявление, на истерику она может и пожалеть, может задаривать вкусняхами или зацеловывать, а может и выпороть. В связи с этим, поведение не меняется, а соответственно, сам коррекционный процесс нарушен. После прохождения семинара для родителей с педагогом-дефектологом и специальным психологом, мама данного мальчика скорректировала модель воспитания на предложенную и вскоре у ребенка пошли хорошие результаты в поведении, а соответственно, и в обучении ребенка.

Еще один пример. Мальчик 7 лет, по степени и глубине нарушения похож на первый случай, но коррекционная работа с ним не увенчалась успехом, так как дома не были соблюдены правила поведенческого контроля, и более того протест ребенка поощрялся. После двух недель интенсивной терапии в центре у специального психолога и дефектолога возник вопрос: «Почему поведение ребенка не меняется?» Мы попросили маму заснять на видео режимные моменты и свободную деятельность ребенка дома, после чего причина отсутствия успехов в коррекции поведения стала очевидна. Для лучшего сравнения оговорюсь, что эти мальчики имели диагноз РАС, органическое поражение и были одного возраста.

Таким образом, дорогие родители, делайте выводы какой выбрать вариант развития событий: либо очень строгий, серьезный и организованный поведенческий контроль и, в дальнейшем, социализировать ребенка, либо второй вариант - это всячески жалеть, холить, лелеять, давать только лишь интересные и желаемые задания ребенку, но бояться выйти с ним на улицу. Успехов Вам!

Автор - Н.В.Голицына.

У4ЕНИК 2016-2017 КРАСНОДАР (Любое использование материалов сайта допускается не иначе как с письменного разрешения — У4ЕНИК.РУ)