Это важно

Мини группа "Кватро" (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и подготовка к школе).

В центре проводятся занятия в мини группах (не более 4 человек)

Занятия с логопедом в Краснодаре

Комплексные программы коррекции

Изучение коммуникативных функций детей с РАС и нарушением интеллекта в игре. Часть I.

Исследование проводил: педагог-дефектолог, специальный психолог: Голицына Надежда Владимировна

Даннное исследование было проведено в Д/С 1220 г.Москвы компенсирующего вида.

В исследовании принимали участие 10 детей с РАС и 10 детей с интеллектуальной недостатчностью от 5,5 до 7 лет.

Цель: выявить особенности коммуникативной функции речи у дошкольников с нарушением в развитии интеллекта.

Были подготовлены силуэтные изображения рукавичек, вырезанные из бумаги и 2 набора цветных карандашей. Работа проводилась в игровой деятельности в парах. Эксперимент включал две серии. В I серии каждый испытуемый получал один набор карандашей. Детям предлагалось раскрасить рукавички таким образом, чтобы они составили пару. Перед началом выполнения задания пояснялось, что сначала следует договориться в выборе рисунка, и только после этого приступить к выполнению. II серия проводилась по аналогии с первой. Ее отличие состояло в том, что вместо двух наборов карандашей дети получали один на пару. При этом их предупреждали, что карандашами нужно делиться и использовать их по очереди.

В процессе выполнения заданий фиксировались следующие показатели:

  • умение детей договориться, прийти к общему решению;
  • наличие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности;
  • используемые ими способы и средства (уговаривание, убеждение, заставление и т.п.);
  • отношение к результату деятельности;
  • оказание взаимопомощи по ходу рисования;
  • умение рационально использовать средства деятельности.

Для оценки сформированности коммуникативных умений мы выделили три уровня:

I уровень (высокий) – дети не испытывают трудности в принятии общего решения, в паре присутствует взаимоконтроль и взаимопомощь. В процессе деятельности преобладает положительное эмоциональное состояние, отсутствуют какие-либо негативные реакции на партнера. Дети с успехом договариваются об использовании средств деятельности.

II уровень (средний) – при принятии общего решения дети испытывают небольшие трудности, что может быть связано либо с пассивным участием и незначительной заинтересованностью, либо с нежеланием и неумением принять замысел партнера. В процессе договора можно наблюдать такие средства как убеждение и уговаривание. Взаимоконтроль носит ситуативный характер. Средства деятельности используются с некоторыми затруднениями, что проявляется в споре с партнером из-за нежелания делиться карандашами и ждать своей очереди. Эмоциональная атмосфера в целом положительная, но встречаются некоторые негативные реакции на действия партнера.

III уровень (низкий) – дети не приходят к взаимному согласию. Выполняя работу, не могут согласовать свои действия с действиями партнера. Отсутствуют взаимоконтроль и взаимопомощь. Отмечаются безразличие, как к самой деятельности, так и к ее результату, негативные реакции на партнера в процессе принятия общего решения и использования средств деятельности.

Методика Смирновой Е.О. "Два дома"

Цель: диагностика самоощущения себя в окружающем мире.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Логопед, дефектолог или психолог говорит ребенку: "Посмотри, пожалуйста, на эти домики, хорошо рассмотри их. Есть красивый домик и есть плохой домик. В красивом — будут жить хорошие дети, которые хорошо и правильно ведут себя, а в некрасивом — дети, которые плохо и неправильно ведут себя. Которые кричат, не слушают родителей, не хотят заниматься. Посели себя куда хочешь, выбери для себя домик сам. Ребенок должен взять фото и поместить ее в выбранный домик. Подобная схема действий и с другими фото. Логопед, дефектолог или психолог расспрашивает почему ребенок выбрал именно этот домик. Ответы ребенка необходимо записать.

Анализ результатов.

В том случае, если ребенок выбрал для себя и остальных красивый домик, это означает, что эмоционально-личностная сфера целостная и гармоничная. Если в первый домик поселил только себя и еще от одного до трех фото, то значит ребенок себя воспринимает гармонично, а к окружающим относится весьма избирательно. Для достоверности результатов требуется дополнительная диагностика.

Но вот если ребенок себя поместил в домик для плохих детей, значит идет полное неприятие себя, неудовлетворение собой, что влечет за собой дополнительные нарушения и искажения развития эмоционально-личностной сферы.

Автор - Н.В.Голицына.

У4ЕНИК 2016-2017 КРАСНОДАР (Любое использование материалов сайта допускается не иначе как с письменного разрешения — У4ЕНИК.РУ)