Это важно

Мини группа "Кватро" (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и подготовка к школе).

В центре проводятся занятия в мини группах (не более 4 человек)

Занятия с логопедом в Краснодаре

Комплексные программы коррекции

Исследование особенностей развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха в детском саду.

Организация исследования..

Эксперимент проводился в начальной школе - детский сад для детей с нарушением слуха. На протяжении 1 месяца (октябрь 2014 г.). В нем участвовали 6 детей от 6 до 7 лет.

Имена детей

Протезированы

Степень снижения слуха

Возраст

Юля В.

заушное протезирование на левое ухо

4 степень тугоухости

6 лет

Рома К.

заушное протезирование на оба уха

3 степень тугоухости

6 лет

Инна С.

заушное протезирование на оба уха

3 степень тугоухости

7 лет

Лена Т.

заушное протезирование на левое ухо

4 степень тугоухости

6 лет

Оксана В.

заушное протезирование на левое ухо

3 степень тугоухости

7 лет

Андрей С.

кохлеарный имплант

3 степень тугоухости

7 лет

Цель: провести диагностику слухового восприятия.

Задачи:

  • Способность ребенка к речевому слуху, слуховому вниманию и пониманию слов, умению воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

  • Обогащение представления о звуках окружающей действительности.

  • Диагностика речевого слуха.

  • Применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям детей.

  • Выявление формирования слухового восприятия.

Диагностика проходила на индивидуальных занятиях.

1)Тема: Различи звук.

Цель: Выявить особенности развития слухового восприятия.

Задачи: Развитие слухового восприятия, развивать фонематический слух и памяти.

Оборудование: барабан.

Ход работы: Мы ста­вили ребенка лицом к себе на расстоянии 1 метра, били в барабан, шагали на месте, произнося та-та-та, и побуждали к этому ребенка. Когда малыш начинал самостоятельно (без побуж­дения) шагать при ударах в барабан, произнося, как может, та-та-та, мы вставали за спиной ребенка на расстоянии 1 метра и ударяли в барабан. Если малыш не начинал ша­гать, нужно вновь встать перед ним и несколько раз ударить в барабан, а затем опять вставали за спину. Убедившись, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, мы постепенно удалялись от малыша, определяя максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук.

2)Тема: Кто поет!

Цель: Выявить особенности развития слухового восприятия.

Задачи: Развитие слухового восприятия, развивать фонематический слух и памяти.

Оборудование: Шарманка.

Ход работы: Мы ста­вили ребенка лицом к себе на расстоянии 1 метра, и начинали играть на шарманке, пели ааа, и побуждали к этому ребенка (если ребенок не слышал игру инструмента, мы сокращали расстояние между нами). Когда малыш начинал самостоятельно петь ааа при игре на шарманке, мы вставали за спиной ребенка на расстоянии 3 метра и начинали играть. Если малыш не начинал петь, нужно приближаться к нему до того момента пока он те услышал игру на шарманке. Определяли максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук. Преимущество шарманки в том, что его можно поднести ближе к уху.

3)Тема: Что как звучит.

Цель: Знакомство с окружающим миром.

Задачи: Диагностика слухового восприятия.

Оборудование: Игрушки (самолет, собака и т.д.), экран, звукоусиливающая аппаратура.

Ход работы: Перед ребенком ставили два предмета (например: самолет и собака), таблички к ним не подкладываем.

1. Мы в микрофон без экрана произносили в – · , пока­зывали, как летит самолет, продолжали произносить в – · Затем произносили ав-ав-ав или ам-ам-ам и, одновременно действуя игрушкой, показывали, как бежит и лает собака.

2. Ребенок различал эти два звукоподражания слухо-зрительно. В ответ на звучание он производил соответствующее действие с игрушкой и произносил звукоподражание (как может). Когда ребенок научился различать эти звукоподра­жания слухо-зрительно, мы переходили к следующему этапу.

3. Мы показывали, как летит самолет, и в микрофон за экраном произносили в – ·; затем предлагали ребенку по­казать, как летит самолет, и при этом еще раз произносили в – ·.То же проделывается и с собакой (ав-ав-ав или ам-ам-ам).

4. Ребенок различал на слух звукоподражания, выполняя соответствующее действие и произнося (как может) это зву­коподражание. Каждый раз в случае ошибки мы произ­носили звукоподражание, которое ребенок воспринимал сна­чала слухо-зрительно, а затем – только на слух.

Для различения мы подбирали звукоподражание, резко отличные по звучанию, например: в – ·, ам-ам-ам, пи-пи-пи-пи (птицы), прр (лошадь). Парные звукоподражания планировали на неделю. Если ребенок научился различать их на слух раньше, то на следующее занятие мы предлагали два новых звукоподражания. Если же и после третьего занятия он не мог различать данные звукоподражания, то все равно мы да­вали новую пару звукоподражания, остается, лишь то, которое ребенок слышал лучше, и к нему подбирали новое.

В конце месяца мы проверяли ребенка, может ли он определить два звукоподражания. Перед ним мы клали игрушки: самолет и собаку. Мы произносили в микрофон за экраном в – · и просили показать игрушку, с которой связано это звукоподражание. Также произносили ав-ав-ав. Если ребенок не смог нам показать на игрушки, то мы облегчали задание и убирали экран.

4)Тема: Угадай что за звук.

Цель: Исследование слухового восприятия.

Задачи: Развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, учить определять ритм и тембр мелодий, определять эмоциональную окраску и характер музыки, улавливать содержание музыкального отрывка и соотносить его с персонажем, развивая таким образом, мышление и эмоционально-волевую сферу. Знакомство со звучанием инструментальной и вокальной музыки и речью.

Оборудование: Запись на пленки или диски музыки (вокал и инструменты), пианино, барабан, флейта и т.д.

Ход работы: Для этого на занятие мы приглашали кто-либо из сотрудников детского сада. В нашем случае это был учитель музыки. Он играл на пианино (гармошке и т.д.);

Мы спрашивали детей: «Что делает тетя?» и сами отвечает: «Играет» и подкрепляли свой ответ соответствующей табличкой. Затем это же проделывали с пением и речью. И наконец, детям предлагали самим определить, что делает тетя: говорит, играет или поет. Сначала дети учились различать в «живую» инструментальную и вокальную музыку и речь при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух. Данную работу мы проводили в течение 3 занятий.

После проделанной работы детям мы предлагали прослушать звучание речи и музыки – инструментальной и вокальной – в записи. В момент звучания записи мы показывали соответствующую табличку (говорит, поет или играет). Таблички мы помещали в наборное полотно, и обязательно подкрепляли соответствующими картинками. Затем дошкольники учились различать на слух звучание инструментальной музыки, пения и речи. Сначала при выборе их двух (например, инструментальная музыка и речь, инструментальная музыка и пение), затем из трех. Мы включали соответствующую запись (например, разговор) и в момент её звучания спрашивали детей: «Что делает?» - они отвечают.

5)Тема: Ощущение зву­чания.

Цель: Исследование слухового восприятия.

Задачи: выявить особенности развития слухового восприятия, внимание и память и фонематического слуха.

Оборудование: Звукоусиливающие оборудование, экран.

Ход работы. Мы устанавливали на аппарату­ре режим усиления громкости для каждого ребенка. Резуль­тативность работы по развитию слухового восприятия, как и обучения, произношению, находится в прямой зависимости от правильности подобранного режима. Мы надевали на ребенка наушники, устанавливали регуляторы громкости в среднее положение, и произносили в микрофон (на расстоянии 7 – 10 см) голосом разговорной громкости какое-либо слогосочетание. Ребенок воспринимал его слухо-зрительно (видит наши губы и слушает) и в ответ снимали кольцо пирами­ды или выполняли какое-либо другое действия. Затем мы закрывали лицо экраном (до глаз) и вновь произносили то же слогосочетание. Если ребенок не реагировал на произносимые слоги, то надо постепенно прибавлять усиление до того момента, когда у малыша появится четкая реакция на звучание. Если же реакция отмечена сразу, мы постепенно убавляли усиление и определяли минимальную степень усиления, при которой дошкольник четко реагировал на произносимые слогосочетания. Затем мы проверяли наличие ощущения зву­чания слов (например, произносили за экраном слова дом, папа, лопата, чай и т.п.), пытаясь уменьшить усиление. Ре­жим усиления речи устанавливали на каждое-ухо в отдель­ности (начиная с хуже слышащего уха), после чего ребенку предлагали воспринимать на слух звучание слогов и слов при прослушивании двумя ушами. Если аппаратура имеет лишь один регулятор громкости, то степень усиления устанавлива­ли сразу при прослушивании двумя ушами.

Анализ результатов исследования.

Для анализирования результатов, мы определили уровни и критерии:

Высокий – выполняет задания полностью самостоятельно или с небольшой помощью.

Средний – выполняет задание после двух, трех предъявлений.

Низкий – не выполняет (не выполняет задание с трех предъявлений).

При изучении первой темы «Различи звук» были выявлены уровни слухового восприятия у детей в констатирующем эксперименте.

Средний уровень развития слухового восприятия у Андрея С. и Инны С.

Низкий уровень слухового восприятия у Ромы К., Оксаны В., Юли В. и Лены Т., (Андрей С. и Инна С. - 1метр расстояние звучащего барабана за спиной, Рома К. - 0,7метра расстояние звучащего барабана за спиной, Оксана В. - 0,6 метра расстояние звучащего барабана за спиной, Юля В. и Лена Т. -0,5 метра расстояние звучащего барабана за спиной).

При изучении темы: «Кто поет», также были определены уровни слухового восприятия у детей.

Средний уровень слухового восприятия у Андрея С. и Инны С.

Низкий уровень слухового восприятия у Оксаны В., Ромы К., Юли В. и Лены Т. (Андрей С. и Инна С. - 1,2 метра расстояние звучащей шарманки за спиной, Рома К. и Оксана В. - 0,7 метра расстояние звучащей шарманки за спиной, Юля В. и Лена Т. - 0,6 метра расстояние звучащей шарманки за спиной).

При изучении темы «Что как звучит». Детям было сложно понять, какие звукоподражания к кому относятся (собачка говорит АВ-АВ-АВ, игрушка кушает АМ-АМ-АМ и т.д.). Мы также выявляли уровни слухового восприятия у детей.

Средний уровень слухового восприятия у Андрея С. и Инны С., они смогли воспроизвести материал только после двух предъявлений.

Низкий уровень слухового восприятия у Лены Т., Ромы К., Оксаны В. и Юли В., они не смогли воспроизвести материал даже после трех предъявлений.

При работе с темой «Угадай, что за звук» у всех шестерых детей был выявлен низкий уровень слухового восприятия констатирующего эксперимента, они не смогли воспроизвести материал даже после трех предъявлений.

При работе над темой «Ощущение зву­чания». Мы выявили средний уровень слухового восприятия у Андрея С., Ромы К. и Инны С.

Низкий уровень слухового восприятия у Юли В., Лены Т. и Оксаны В.

Мы разделили наших детей на две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой группе по 3 ребенка. В контрольную группу входили два ребенка с низким уровнем слухового восприятия и один ребенок со средним уровнем слухового восприятия. В экспериментальную группу входили два ребенка с низким уровнем слухового восприятия и один ребенок со средним уровнем слухового восприятия.

В контрольную группу входят: Юля В., Рома К., Инна С.

В экспериментальную группу входят: Лена Т., Оксана В., Андрей С.

Коррекционно – педагогическая работа по развитию слухового восприятия.

Эксперимент был проведен с экспериментальной группой;

Календарные сроки: ноябрь 2010 года - февраль 2011 года.

Цель нашего эксперимента: провести коррекционно – педагогическую работу по развитию слухового восприятия с неслышащими детьми дошкольного возраста.

Задачи нашего эксперимента:

  • формирование речевого слуха, способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

  • Обогащение представления о звуках окружающей действительности.

  • Формирование речевого слуха.

  • Применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям детей.

  • Развитие слухового восприятия.

Для этого используем следующие приемы:

  • ознакомление с понятиями о способах и месте образования звуков; называние и показ положений органов артикуляционного аппарата, участвующих в их образовании; воспроизведение этих положений. При этом целесообразно сначала формировать знания о способах образования звуков (смычный, щелевой и др.), а затем - о месте образования;

  • определение способа и места образования конкретных звуков на основе ощущений, возникающих при их произнесении, и называние задействованных органов артикуляционного аппарата;

  • дифференциация правильно произносимых звуков по месту и способу образования на основе возникающих ощущений;

  • дифференциация правильного и неправильного положения речевых органов при условии осознанного воспроизведения верной (новой) артикуляции, обеспеченной надежными средствами самоконтроля;

  • нахождение на профилях звуков и их сравнение (на основе общих и дифференциальных признаков);

  • словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе условных знаков-символов.

Организация эксперимента.

Используемые в эксперименте методики основаны на рекомендациях Назаровой, Орфинской, Зотовой, Багровой и т.д.

Занятия проводились на индивидуальных и фронтальных занятиях, три раза в неделю.

1)Тема: Назови меня.

Цель: Воспроизведение слов по подражанию.

Задачи: Развитие слухового восприятия и память, развитие слухо-зрительного восприятия и память.

Оборудование: -------

Ход работы: Мы произносили слово в нормальном темпе, соблюдая ударение и орфоэпические нормы, - предъявляли детям образец звучания. Потом мы вместе с детьми произносили слово близко к естественному.

Мама:

  1. произнесение слова сопровождались двумя движениями, соответствующими слогу ма.

  2. МА – мы отводили правую руку в сторону, МА – мы отводили левую руку в сторону, мама – мы вначале одну руку, затем другую руку плавно опускали вниз.

  3. Слово мама мы произносиди на одно движение: опускали руки в низ.

2)Тема: Угадай геометрическую фигуру.

Цель: Знакомство с тактильным восприятие.

Задачи: Развить слуховое восприятие, память, тактильное восприятие и памяти.

Оборудование: Нарисованные геометрические фигуры.

Ход работы: Мы рисовали у ребенка на ладошке (или круг, или квадрат, или треугольник), и спрашивали: «Какую геометрическую фигуру я нарисовала на твоей ладошки», и просили ребенка ответить. Если он затруднялся ответить, я еще раз рисовала ее у него на ладошке. Если ребенок опять не отвечал на вопрос, то мы доставали 3 картинки с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). И мы просили дошкольника, чтобы он показал на картинке, что я нарисовала у него на ладошки. Если он затруднялся ответить, мы просили ребенка перевернуть ладошку и при нем рисовали эту геометрическую фигуру и сразу просили показать ее на картинке, и сразу вслух произносили ее. Для закрепления проделывали это еще раз, только убирали картинки.

3)Тема: Учимся писать цифры.

Цель: Развитие слухового восприятия

Задачи: Развитие слухового восприятия; развитие памяти.

Оборудование: Прописи цифр от 1 до 5, карандаши, экран, таблички с цифрами от 1 до 5.

Ход работы: Мы перед ребенком клали пропись цифр от 1 до 5, и просили его обвести карандашом цифру 1 и 3, при этом губы находились за экраном. Если ребенок нас не понимал, мы убирали экран и повторяли нашу просьбу. Если все равно ребенок нас не понимал мы доставали табличку сначала с цифрой один, а потом с цифрой три (при этом мы все комментировали вслух). После того как ребенок выполнял наше задание, мы его спрашивали какие цифры у нас остались не обведенные (сначала спрашивали за экраном, если ребенок нас не понимает, открывали лицо).

4)Тема: Послушай, повтори, покажи.

Цель: Знакомство с окружающим миром.

Задачи: Развитие слухового восприятия и память, развитие слухо-зрительного восприятия и память.

Оборудование: Иллюстрированный материал, экран.

Ход работы: Мы перед ребенком клали картинку с предметами и начинали ему говорить за экраном эти слова (санки, лопата, сумка, лампа, поднос). После каждого называния слова мы просили ребенка показать на картинке этот предмет, а потом его назвать. Если у ребенка возникали проблемы с восприятием, какого, либо слова мы убирали экран.

5)Тема: Различение ритмической структуры слова.

Цель: Различение количества слогов.

Задачи: Развитие слухового восприятия и памяти.

Оборудование: Картинки с изображение зверей, экран.

Ход работы: Определение места ударения. Мы спрашивали у ребенка:

  • «Послушай слово (белочка), отхлопай количество слогов». При этом мы губы держали за экраном.

  • «Послушайте, какой слог я говорю долго (бе___лочка).»

  • «Тык мы обозначали ударный слог».

Если ребенок нас не понимал, мы убирали экран, и проделывали это еще раз. Если ребенок все равно не мог понять, что за слово то мы перед ним клали картинку. Для закрепления повторяли это еще раз.

(Аналогичная работа проводится с остальными словами: Зайка, Медведь, Еж).

6)Тема: Различение слов: дом, авто.

Цель: Распознавание слов АВТО, ДОМ.

Задачи: развитие слухового восприятия и память, развитие слухо-зрительного восприятия и память

Оборудование: Таблички со словами дом, собака, авто; картинки и игрушки к ним; домино: собака – авто, собака – дом, авто – дом, дом-дом, авто – авто, собака – собака.

Ход работы:

1) Организация начала занятия. Мы просили дошкольника одеть наушники (звукоусиливающая аппаратура). И проверяли работу звукоусиливающей аппаратуры.

2) Уточнение звуко-буквенного состава слова авто. «Мы говорили ребенку: У меня новая игрушка!» И мы показывали, например машинку. Мы у ребенка спрашиваем: «Что это». Ребенок должен пытаться ответить на этот вопрос, если он не может, мы произносили АВТО, и просили ребенка повторить вместе с нами.

3) Слухо-зрительное восприятие слов. Перед ребенком лежал перевернутая картинка и на нем нарисован, например ДОМ. Мы просили ребенка перевернуть картинку. И спрашивали у него: «Что это»! ребенок должен пытаться ответить. Если у него не получалось мы ему говорили ДОМ, и просим повторить за нами. Потом мы просили различить на слух лова ДОМ – АВТО (на примере игры).

4) Различие слов на слух без аппарата. Мы просили слушать слова, которые мы ему говорили и показывали на картинке (ДОМ, АКТО).

7)Тема: Не ошибись.

Цель: Определение количества слогов.

Задачи: Развитие слухового восприятия и память, развитие слухо-зрительного восприятия и память.

Оборудование: Мяч.

Ход работы: Дети вставали в полукруг, в центре – учитель. Мы называли слово и кидали кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен был назвать количество слогов слова цифрой (1,2,3).

8)Тема: Подбери геометрическую фигуру.

Цель: Различение геометрических фигур и цветов.

Задачи: Развитие слухового восприятия и памяти, зрительного – восприятия.

Оборудование: геометрические фигуры, звукоусиливающая аппаратура.

Ход работы: Давали различные геометрические фигуры разного цвета и величины. Мы просили ребенка:

  • Пыбрать разные геометрические фигуры по величине, но одинаковые по цвету и наоборот;

  • Потом мы просили сложить из этих геометрических фигур другой объект (например: дом, цветок);

  • Потом мы просили ребенка сложить геометрические фигуры по величине от маленького к большому и наоборот.

9)Тема: Кто чем работает?

Цель: Знакомство с деятельностью людей.

Задачи: Развитие слухового восприятия и памяти, зрительного – восприятия.

Оборудование: Картинки с рисунками.

Ход работы: Мы давали ребенку картинку с изображением деятельности людей: повар режет ножом овощи, девочка шьет на швейной машинке, строитель работаем мастерком и др. Отдельно давали картинки с изображениями инструментов: нож, ножницы мастерок. И задавали вопросы на слух: Кто чем работает?

10) Тема: Собери домик.

Цель: Различение геометрических фигур и цветов.

Задачи: Развитие слухового восприятия, памяти и внимания, зрительного – восприятия и памяти.

Оборудование: Вырезанные из цветной бумаге, треугольники и квадраты разного цвета и величины.

Ход работы: Мы давали квадрат и разного цвета треугольники. В одном случае квадрат вписан в треугольник, в другом – треугольник вписан в квадрат. Потом мы задали следующие вопросы на слух:

  • Назови геометрическую фигуру.

  • Какого цвета (размера) геометрические фигуры.

  • Сделайте из них еще две фигуры.

  • Что в них общего, различного?

11)Тема: Найди кто в домике лишний!

Цель: Научиться различать овощи, фрукты.

Задачи: Развитие слухового восприятия, памяти и внимания, зрительного – восприятия и памяти.

Оборудование: Картинки с рисунками.

Ход работы: Мы дали ребенку несколько картинок, среди которых он должен выявить лишний объект. Например: картофель, капуста, свекла, яблоко. Мы предлагаем на слух задания и вопросы:

  • Назови, что это. (Картошка, капуста, свекла, яблоко.)

  • Что тут лишнее?

  • Почему яблоко?

12)Тема: Чашечка.

Цель: Научить ребенка внимательности.

Задачи: Развитие слухового восприятия, внимания, зрительного – восприятия.

Оборудование: Чашки.

Ход работы: Мы просили ребенка найти отличие между двумя одинаковыми чашками с разными рисунками или разным цветовым оформлением. При этом на слух задавали вопросы.

  • Чем отличаются эти чашки.

  • Найди четыре отличия в чашке.

13)Тема: Слушай и выполняй.

Цель: Различение на звук музыкальных инструментов.

Задачи: Развитие слухового восприятия.

Оборудование: Звучащие игрушки (барабан, бубен, дудочка и др.).

Ход работы: Всех детишек ставили по кругу, у каждого разно звучащие игрушки. Ведущего ставили в центр круга и завязывали ему глаза. По нашему знаку один из детей издавал звук игрушкой. Ведущий определял на слух, какой звук он слышал.

14)Тема: Кто внимательный?

Цель: учимся считать.

Задачи: Развитие слухового восприятия и памяти.

Оборудование: Кубики, мячи, игрушки, большая грузовая машина.

Ход работы: Перед детьми стояла большая грузовая машина (игрушечная), рядом лежат кубики, мячи, другие игрушки. Мы просили подойти к нам дошкольника, и поясняли ему, что он должен положить столько кубиков (игрушек), в кузов машины, сколько услышит ударов барабаном.

15)Тема: Считай хлопки!

Цель: учимся считать.

Задачи: Развитие слухового восприятия.

Оборудование: --------

Ход работы: Мы детей сажали по кругу, поясняли, что они должны хлопнуть в ладошки после. Одного (одного, двух, трех) хлопков учителя.

16)Тема: Назови имена.

Цель: Изучение имен.

Задачи: Развитие слухового восприятия и памяти.

Оборудование: Картинки.

Ход работы: Мы предлагали ребенку задание на слух:

  • Назови пять имен девочки (мальчика).

  • Назови пять фруктов.

  • Назови три овоща и др.

  • Если нужно подкрепляем картинками.

Анализ результатов эксперимента.

Календарные сроки: февраль 2011 года.

Цель: выявить эффективность коррекционно - педагогической работы по развитию слухового восприятия неслышащих детей в детском саду.

Задачи:

  • Способность ребенка к речевому слуху, слуховому вниманию и пониманию слов, умению воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

  • Обогащение представления о звуках окружающей действительности.

  • Диагностика речевого слуха.

  • Применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям детей.

  • Выявление формирования слухового восприятия.

1)Тема: Различи звук.

Цель: Выявить особенности развития слухового восприятия.

Задачи: Развитие слухового восприятия, развивать фонематический слух и памяти.

Оборудование: Барабан.

Ход работы: Мы ста­вили ребенка лицом к себе на расстоянии 1 метра, били в барабан, шагали на месте, произнося та-та-та, и побуждали к этому ребенка. Когда малыш начинал самостоятельно (без побуж­дения) шагать при ударах в барабан, произнося, как может, та-та-та, мы вставали за спиной ребенка на расстоянии 1 метра и ударяли в барабан. Если малыш не начинал ша­гать, нужно вновь встать перед ним и несколько раз ударить в барабан, а затем опять вставали за спину. Убедившись, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, мы постепенно удалялись от малыша, определяя максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук.

2)Тема: Кто поет!

Цель: Выявить особенности развития слухового восприятия.

Задачи: Развитие слухового восприятия, развивать фонематический слух и памяти.

Оборудование: Шарманка.

Ход работы: Мы ста­вили ребенка лицом к себе на расстоянии 1 метра, и начинали играть на шарманке, пели ааа, и побуждали к этому ребенка (если ребенок не слышал игру инструмента, мы сокращали расстояние между нами). Когда малыш начинал самостоятельно петь ааа при игре на шарманке, мы вставали за спиной ребенка на расстоянии 3 метра и начинали играть. Если малыш не начинал петь, нужно приближаться к нему до того момента пока он те услышал игру на шарманке. Определяли максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук. Преимущество шарманки в том, что его можно поднести ближе к уху.

3)Тема: Что как звучит.

Цель: Знакомство с окружающим миром.

Задачи: Диагностика слухового восприятия.

Оборудование: Игрушки (самолет, собака и т.д.), экран, звукоусиливающая аппаратура.

Ход работы: Перед ребенком ставили два предмета (например: самолет и собака), таблички к ним не подкладываем.

1. Мы в микрофон без экрана произносили в – · , пока­зывали, как летит самолет, продолжали произносить в – · Затем произносили ав-ав-ав или ам-ам-ам и, одновременно действуя игрушкой, показывали, как бежит и лает собака.

2. Ребенок различал эти два звукоподражания слухо-зрительно. В ответ на звучание он производил соответствующее действие с игрушкой и произносил звукоподражание (как может). Когда ребенок научился различать эти звукоподра­жания слухо-зрительно, мы переходили к следующему этапу.

3. Мы показывали, как летит самолет, и в микрофон за экраном произносили в – ·; затем предлагали ребенку по­казать, как летит самолет, и при этом еще раз произносили в – ·.То же проделывается и с собакой (ав-ав-ав или ам-ам-ам).

4. Ребенок различал на слух звукоподражания, выполняя соответствующее действие и произнося (как может) это зву­коподражание. Каждый раз в случае ошибки мы произ­носили звукоподражание, которое ребенок воспринимал сна­чала слухо-зрительно, а затем – только на слух.

Для различения мы подбирали звукоподражание, резко отличные по звучанию, например: в – ·, ам-ам-ам, пи-пи-пи-пи (птицы), прр (лошадь). Парные звукоподражания планировали на неделю. Если ребенок научился различать их на слух раньше, то на следующее занятие мы предлагали два новых звукоподражания. Если же и после третьего занятия он не мог различать данные звукоподражания, то все равно мы да­вали новую пару звукоподражания, остается, лишь то, которое ребенок слышал лучше, и к нему подбирали новое.

В конце месяца мы проверяли ребенка, может ли он определить два звукоподражания. Перед ним мы клали игрушки: самолет и собаку. Мы произносили в микрофон за экраном в – · и просили показать игрушку, с которой связано это звукоподражание. Также произносили ав-ав-ав. Если ребенок не смог нам показать на игрушки, то мы облегчали задание и убирали экран.

4)Тема: Угадай что за звук.

Цель: Исследование слухового восприятия.

Задачи: Развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, учить определять ритм и тембр мелодий, определять эмоциональную окраску и характер музыки, улавливать содержание музыкального отрывка и соотносить его с персонажем, развивая, таким образом, мышление и эмоционально-волевую сферу. Знакомство со звучанием инструментальной и вокальной музыки и речью.

Оборудование: запись на пленки или диски музыки (вокал и инструменты), пианино, барабан, флейта и т.д.

Ход работы: Для этого на занятие мы приглашали кто-либо из сотрудников детского сада. В нашем случае это был учитель музыки. Он играл на пианино (гармошке и т.д.);

Мы спрашивали детей: «Что делает тетя?» и сами отвечает: «Играет» и подкрепляли свой ответ соответствующей табличкой. Затем это же проделывали с пением и речью. И наконец, детям предлагали самим определить, что делает тетя: говорит, играет или поет. Сначала дети учились различать в «живую» инструментальную и вокальную музыку и речь при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух. Данную работу мы проводили в течение 3 занятий.

После проделанной работы детям мы предлагали прослушать звучание речи и музыки – инструментальной и вокальной – в записи. В момент звучания записи мы показывали соответствующую табличку (говорит, поет или играет). Таблички мы помещали в наборное полотно, и обязательно подкрепляли соответствующими картинками. Затем дошкольники учились различать на слух звучание инструментальной музыки, пения и речи. Сначала при выборе их двух (например, инструментальная музыка и речь, инструментальная музыка и пение), затем из трех. Мы включали соответствующую запись (например, разговор) и в момент её звучания спрашивали детей: «Что делает?» - они отвечают.

5)Тема: Ощущение зву­чания.

Цель: Исследование слухового восприятия.

Задачи: Развивать слуховое восприятие, внимание и память и фонематического слуха.

Оборудование: Звукоусиливающие оборудование, экран.

Ход работы. Мы устанавливали на аппарату­ре режим усиления громкости для каждого ребенка. Резуль­тативность работы по развитию слухового восприятия, как и обучения, произношению, находится в прямой зависимости от правильности подобранного режима. Мы надевали на ребенка наушники, устанавливали регуляторы громкости в среднее положение, и произносили в микрофон (на расстоянии 7 – 10 см) голосом разговорной громкости какое-либо слогосочетание. Ребенок воспринимал его слухо-зрительно (видит наши губы и слушает) и в ответ снимали кольцо пирами­ды или выполняли какое-либо другое действия. Затем мы закрывали лицо экраном (до глаз) и вновь произносили то же слогосочетание. Если ребенок не реагировал на произносимые слоги, то надо постепенно прибавлять усиление до того момента, когда у малыша появится четкая реакция на звучание. Если же реакция отмечена сразу, мы постепенно убавляли усиление и определяли минимальную степень усиления, при которой дошкольник четко реагировал на произносимые слогосочетания. Затем мы проверяли наличие ощущения зву­чания слов (например, произносили за экраном слова дом, папа, лопата, чай и т.п.), пытаясь уменьшить усиление. Ре­жим усиления речи устанавливали на каждое-ухо в отдель­ности (начиная с хуже слышащего уха), после чего ребенку предлагали воспринимать на слух звучание слогов и слов при прослушивании двумя ушами. Если аппаратура имеет лишь один регулятор громкости, то степень усиления устанавлива­ли сразу при прослушивании двумя ушами.

Для анализирования результатов, мы определили уровни и критерии:

Высокий – выполняет задания полностью самостоятельно или с небольшой помощью.

Средний – выполняет задание после двух, трех предъявлений.

Низкий – не выполняет (не выполняет задание с трех предъявлений).

Тема: «Различи звук». Мы определяли уровни слухового восприятия.

Высокий уровень слухового восприятия у Андрея С., в констатирующем эксперименте у него был средний уровень слухового восприятия.

Средний уровень слухового восприятия у Оксаны В., в констатирующем эксперименте у нее был определен низкий уровень слухового восприятия.

Также средний уровень слухового восприятия у Инны С., в констатирующем эксперименте у нее был также средний уровень, за это время у нее не изменилось расстояние звучащего барабана за спиной.

Низкий уровень слухового восприятия у Юли В., в констатирующем эксперименте у нее был также низкий уровень слухового восприятия, но за этот промежуток времени у нее произошли небольшие изменения. У нее увеличился промежуток звучащего барабана за спиной на 0,1 метра.

Низкий уровень слухового восприятия у Ромы К., в констатирующем эксперименте был определен низкий уровень слухового восприятия, но за промежуток времени занятий у него произошли изменения, увеличился промежуток звучащего барабана за спиной на 0,1 метра.

Низкий уровень слухового восприятия у Лены Т., в констатирующем эксперименте у нее также был низкий уровень слухового восприятия. За четыре месяца у неё увеличился промежуток звучащего барабана за спиной на 0,2 метра. (Андрей С.- 1,5 метра расстояние играющего барабана за спиной, Инна С. - 1 метр расстояние играющего барабана за спиной, Рома К. - 0,8 метра расстояние играющего барабана за спиной, Оксана В. - 1,2 метра расстояние играющего барабана за спиной, Юля В. - 0,6 метра расстояние играющего барабана за спиной, Лена Т. 0,7 метра расстояние играющего барабана за спиной).

Тема: «Кто поет».

Высокий уровень слухового восприятия у Андрея С., в констатирующем эксперименте у него был средний уровень слухового восприятия. Он улучшил свой результат на 0,4 метра играющей шарманки за спиной.

Средний уровень слухового восприятия у Оксаны В., в констатирующем эксперименте у нее был средний уровень развития слухового восприятия. Она улучшила свой результат на 0,4 метра играющей шарманки за спиной.

Также средний уровень слухового восприятия у Инны С., в констатирующем эксперименте у нее был также средний уровень слухового восприятия. За это время ее результат не улучшился. Ее развитие слухового восприятия осталось на том же уровне.

Низкий уровень слухового восприятия у Лены Т., в констатирующем эксперименте у нее был также низкий уровень слухового восприятия. Она улучшила свой результат на 0,2 метра играющей шарманки за спиной.

Низкий уровень слухового восприятия у Юли В., в констатирующем эксперименте у нее был так же низкий уровень слухового восприятия. За это время нечего не изменилось.

Также низкий уровень слухового восприятия у Ромы К., в констатирующем эксперименте у него был тоже низкий уровень слухового восприятия. Она улучшил свой результат на 0,1 метр играющей шарманки за спиной. (Андрей С.1,6 метра расстояние играющей шарманки за спиной, Инна С. 1,2 метра расстояние играющей шарманки за спиной, Рома К.0,8 метров расстояние играющей шарманки за спиной, Оксана В. 1,1 метр расстояние играющей шарманки за спиной, Юля В.0,6 метров расстояние играющей шарманки за спиной. Лена Т. 0,8 метров расстояние играющей шарманки за спиной).

При диагностики темы «Что как звучит», мы определили уровни развития слухового восприятия у детей. Низкий уровень развития слухового восприятия у Ромы К. он не смог воспроизвести материал даже после трех предъявлений. В констатирующем эксперименте у него был также низкий уровень развития слухового восприятия.

Также низкий уровень слухового восприятия у Лены Т., она не смогла воспроизвести материал даже после трех предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее быт также низкий уровень развития слухового восприятия.

Низкий уровень слухового восприятия у Юли В., она не смогла воспроизвести материал даже после трех предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был также низкий уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Оксаны В., она смогла воспроизвести материал только после двух предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень развития слухового восприятия.

Также средний уровень слухового восприятия у Инны С., она смогла воспроизвести материал только после двух предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее также был средний уровень развития слухового восприятия.

Высокий уровень развития слухового восприятия у Андрея С. выполнял задание с небольшой помощью. В констатирующем эксперименте у него был средний уровень развития слухового восприятия.

При работе с темой «Угадай, что за звук». Мы руководствовались критериями уровней которые определили ранее.

Низкий уровень развития слухового восприятия у Юли В. она не смогла воспроизвести материал даже после трех предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был также низкий уровень развития слухового восприятия.

Низкий уровень развития слухового восприятия у Ромы К. он не смог воспроизвести материал даже после трех предъявлений. В констатирующем эксперименте у него был также низкий уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Оксаны В., она смогла воспроизвести материал только после двух предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень развития слухового восприятия.

Также средний уровень развития слухового восприятия у Инны С., она смогла воспроизвести материал только после двух предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Лены Т., она смогла воспроизвести материал только после двух предъявлений. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень развития слухового восприятия.

Высокий уровень развития слухового восприятия у Андрея С., он выполнял задание с небольшой помощью. В констатирующем эксперименте у него был низкий уровень развития слухового восприятия.

При работе над темой «Ощущение зву­чания». Мы руководствовались критериями уровней которые мы определили ранее.

Высокий уровень развития слухового восприятия у Андрея С. В констатирующем эксперименте у него был средний уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Оксаны В. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Инны С. В констатирующем эксперименте у нее был средний уровень развития слухового восприятия.

Средний уровень развития слухового восприятия у Ромы К. В констатирующем эксперименте у него был также средний уровень развития слухового восприятия.

Низкий уровень развития слухового восприятия у Лены Т. В констатирующем эксперименте у нее был низкий уровень слухового восприятия.

Низкий уровень развития слухового восприятия у Юли В. В констатирующем эксперименте у нее был также низкий уровень слухового восприятия.

В самом начале было две группы, по три ребенка в каждой. В контрольную группу входили два ребенка с низким уровнем слухового восприятия и один ребенок со средним уровнем слухового восприятия. В экспериментальную группу входили два ребенка с низким уровнем слухового восприятия и один ребенок со средним уровнем слухового восприятия. В результате коррекционно-педагогической работы у детей повысился уровень развития слухового восприятия, а так же в их лексиконе появились новые звукоподражания (например: АВ-АВ; АМ-АМ), новые слоги (например: та, па и т.д.). Начали появляться двуслоговые слова (например: мама, папа и т.д.)

Литература

1. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. - М.: ВЛАДОС. 2008. 

У4ЕНИК 2016-2017 КРАСНОДАР (Любое использование материалов сайта допускается не иначе как с письменного разрешения — У4ЕНИК.РУ)