Это важно

Мини группа "Кватро" (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и подготовка к школе).

В центре проводятся занятия в мини группах (не более 4 человек)

Занятия с логопедом в Краснодаре

Комплексные программы коррекции

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями формирование такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Некоторые исследователи считают, что ловкость не существует сама по себе.

Ловкость— это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.

Ловкость — комплексное качество, которое позволяет: -быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации; - выполнять сложные по координации движения рационально и экономично; - точно выполнять движения в сложных и неожиданно изменяющихся условиях; - рационально и экономно решать двигательные задачи; - быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать (Э.Я. Степаненкова).

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет её не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.

По образному выражению автора, «ловкость - …козырная масть, которая кроет все остальные карты». [4]

Ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения, характеризует (И.В. Волков).

Само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность понятия (Н.А. Бернштейн). «Там, где двигательная задача осложнена, и решить её надо, не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, - помогает уловка. Когда мы овладеем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всём, где требуется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникающей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость».

Кроме образных и красноречивых объяснений автор даёт научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво».

На воспитании ловкости положительно сказывается формирование нового двигательного навыка. Вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Н.А. Бернштейн отмечает закономерную взаимосвязь между повышением точности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает её во многих других».

Ловкость— термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество –это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.

Ловкость, как двигательное качество, включает в себя: - координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление); - разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания); - чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма).

Для того чтобы достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.

Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

Согласно теории уровненного построения движений, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, а низовые уровни служат лишь вспомогательными, фоновыми предпосылками. Реальные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства, при этом для проявления ловкости необходима всегда совместная работа, по меньшей мере, двух уровней, подчиненных один другому. Один уровень играет роль ведущего, другой – фонового (Н.А. Бернштейн).

Ведущий уровень обеспечивает преимущественно правильность и находчивость действий, фоновые уровни создают для этого необходимые предпосылки, регулируя, прежде всего быстроту движений и обеспечивая их рациональность. «Ловкость может находить своё выражение только в тех верховных, наиболее богатых в смысловом отношении, уровнях, которые наделены: упражняемостью; переключаемостью или маневренностью».

Ловкие двигательные акты всегда представляют собой фондинированные структуры. Все одноуровневые движения относятся к числу примитивных, в которых уже сложная задача доступна разрешению простыми координационными средствами, не могущими предъявить ощутимых требований к двигательной ловкости.

Ловкость неоднородна по своей структуре и выделяют два «разряда» ловкости (Н.А. Бернштейн): телесная ловкость; предметная, или ручная, ловкость.

Матвеев Л.П. вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов: ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменной позы, «телесная ловкость»; ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющиеся обстановки; ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная», или «предметная», ловкость; ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих усилий нескольких участников; ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактических согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению её структуры можно найти в работах В.С. Фарфеля, В.С. Филипповича.

Уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.

Выделяет три ступени развития ловкости.

Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения.

Второй ступенью ловкости является такая пространственная точностью и такие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Третья ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.

Показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений.

Ловкость – это способность рационально использовать имеющийся двигательный потенциал (А. С. Филиппович).

О стадии «предрешения», на которой формируется решение и предопределяется его направленность, выдвинул представления физиолог П.К. Анохин. В проблеме принятия решения он отводит ведущую роль мотивации, считая её обязательным фактором, определяющим и устанавливающим форму решения, тип решения, его общие очертания, переводит один системный процесс в другой системный процесс – в программу действий.

В процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях по данным А.М. Матюшкина и М.П. Егорова выделяются следующие этапы: 1. Поиск и обнаружение неизвестного; 2. Выработка оптимальных стратегий цели; 3. Предварительная или экстренная оценка возможности 4. Практического использования выдвинутых стратегий; 5. Проверка правильности и контроль за исполнением.

Они же развивают два основных вида интеллектуальной деятельности: принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий в тех или иных ситуациях; быстрота и точность принятия решения включают применение стереотипов (работа в экстремальных условиях).

«О ловкости и её развитии», анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий. Организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора, т.е. «…реакцией организма и его верховных управляющих систем на ситуацию, является не действие, а принятие решения о действии». Говоря о принятии решения в условиях времени, физиолог указывает на возможность формирования срочных тактических решений на низовых уровнях управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи он объясняет значение подстройки нервной - мышечной периферии, которая обеспечивает готовность к экспертному действию.

Таким образом, видим, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности её высших отделов в осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени.

Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечал, что двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость и должна справляться с любой возникшей двигательной задачей:

От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высоко совершенство он умеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства».

Исследования, так же подтверждают мнения о том, что ловкость всё-таки является качеством воспитываемым и тренируемым. (Ф.С. Фарфеля)

Выделяют два пути тренировки ловкости: 1. накопление разнообразных двигательных навыков и умений; 2. совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановке.

Ловкость - это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из них способствует улучшению других психических качеств. Их развитие и воспитание требует пристальное внимание педагогов, и соблюдения ими следующих правил: помоги, но не навреди; заинтересуй, но не настаивай; каждый ребенок индивидуален.

Психофизическая сущность приспособительной изменчивости двигательных действий объясняется, главным образом, с позициями условно - рефлекторной теории и связывает с запасом временных связей, а также со свойствами центральной мышечной системы, прежде всего с пластичностью и подвижностью нервных процессов.

Природной основой координационных способностей является анатомо - физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем; природные свойства анализаторов; свойства нервной системы (сила, уравновешенность); отдельные уровни центральной нервной системы.

Физические способности, проявляясь и достигая своего совершенства в процессе человеческой деятельности, отражают и характеризуют генетически обусловленный уровень развития естественных двигательных навыков, основных физических качеств, функциональных возможностей различных органов и систем.

Таким образом, ловкость – это способность быстро овладеть новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющиеся обстановки.

Ловкость определяется умениями ориентироваться в пространстве, во времени, в движении. Ловкость – упражняемое психофизическое качество.

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия

Следовательно, ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта. Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Большое и важное значение в процессе ловкости используются подвижные игры.

Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.

Эффективным средством развития ловкости детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Значение подвижной игры для развития ловкости дошкольников.

Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, разрабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры.

Редко можно застать детей спокойно сидящими на лавочках с книжками – они предпочитают бегать, прыгать, шумно играть. Сознание ребенка нацелено на движение. Но просто бегать и прыгать, естественно скучно, поэтому вокруг них сформировались определенные правила, и просто двигательная активность переросла в игру. «В играх ребенок применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью» (П.Ф. Лесгафт).

Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. Большое значение в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально – волевых качеств. Правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное действие, возникающее по ходу развития игры (Зайцы убегают в кусты только при появлении медведя и т.д.). Не осознавая ещё правил игры, дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайцы боятся медведя), с другой – в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определённый сигнал.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Различные ситуации, возникающие в игре, создают – необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребёнок стремительно убегает. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимание и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющиеся условия окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. Подвижные игры поддерживают определенный объем физической нагрузки на достаточно высоком уровне. С целью активизации мыслительной деятельности создаются усложненные двигательные задачи, для решения которых детям предоставляется возможность самостоятельного выбора способа выполнения действий.

Как отмечали ранее, ловкость не существует как отдельное физическое качество, а тесно взаимодействует с координацией, быстротой, силой, выносливостью, гибкостью и др. А где, как не в подвижных играх в полной мере используются все эти качества. В играх в полной мере реализуются основные задачи необходимые для развития ловкости: применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений тела; изменение скорости или темпа движения, введение разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов; смена способов выполнения упражнений; развитие умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений; выполнение согласованных действий несколькими участниками; усложненные сочетания основных движений

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. В играх большое значение имеют хорошо развитые такие качества как: быстрота реакции, глазомер, правильная оценка размеров и расстояний, хорошая ориентировка в пространстве и др. Все они объединяются одним универсальным качеством – ловкостью. Отсюда можно сделать вывод, что подвижные игры имеют огромное значение для развития ловкости. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность. В игре формируются многие особенности личности ребёнка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребёнка. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку  положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте физического развития.

Список литературы 1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000. – 46с. 2. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты. Теория и практика физ.культуры. №5 – М.: Просвещение, 2003, - 19с. 3. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М.: Педагогика, 1990. – 88с. 4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 71с. 5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 24с.

У4ЕНИК 2016-2017 КРАСНОДАР (Любое использование материалов сайта допускается не иначе как с письменного разрешения — У4ЕНИК.РУ)